Перейти к основному содержанию


8973 просмотра

Как бывшая директриса ресторана стала владелицей нескольких заводов в Актау

История Зареты Фаталиевой

Фото предоставлено Заретой Фаталиевой

В конце 90-х годов Зарета Фаталиева начинала с директора ресторана, а сейчас под руководством бизнесвумен работают основанные ею заводы по производству молочной продукции, хлебобулочных и макаронных изделий, кондитерский цех и предприятие, которое занимается организацией общественного питания. 

Когда в конце 90-х все начало распродаваться и закрываться, в том числе и ресторан, в котором работала на тот момент директором Зарета Фаталиева, будущая бизнесвумен решила не сдаваться без боя, создала свое ТОО и выкупила это заведение. На тот момент здесь существовал еще и кондитерский цех, а работали всего 14 человек. К слову, цех действует и сейчас – спустя почти 23 года. 

«Это был один из первых кондитерских цехов в Актау, именно с него я начала свой бизнес – часто ездила на различные выставки, привозила технологов из-за рубежа. И мы первые стали делать торты с глазурью. Это сейчас этим никого не удивишь, а тогда было ноу-хау», – рассказывает «Курсиву» предпринимательница, отмечая, что, несмотря на то, что кондитеры цеха идут в ногу со временем, работать здесь все же предпочитают по советской рецептуре, поэтому всегда есть свой клиент. 

молокозавод-Фаталиева.JPG

Кондитерского цеха Зарете Фаталиевой тогда показалось мало – была мечта открыть какое-либо производство. Все решил случай. Как-то, отправившись на выставку пищевых продуктов в Алматы, Зарета увидела в газете объявление о продаже молочного завода. После возвращения в Актау сразу же отправилась в банк, но оказалось, что завод решили продать другой компании – с ней уже даже заключили договор и практически передали все производство. 

«Через некоторое время со мной связался директор этого банка и поинтересовался, почему я отказалась от покупки завода. Оказалось, что сотрудники банка незаконно отдали предпочтение той компании. И мне было предложено все-таки купить этот завод», – добавляет бизнесвумен. 

В тот же день Зарета Фаталиева и представители банка поехали на территорию завода. Но они опоздали – та компания, которая хотела его выкупить, успела разобрать предприятие чуть ли не по кирпичикам. Было вывезено все: трубы из нержавеющей стали, оборудование. 

«Остались только стены и чаны, которые не смогли разобрать. Но все же я решилась на покупку, оформила кредит в банке, на тот момент это были огромные деньги, тогда не было никаких льготных программ кредитования. Было заложено все имущество и даже сам завод, это был очень большой риск», – вспоминает г-жа Фаталиева. 

Девять месяцев ушло на восстановление завода и покупку оборудования. В 2004 году завод наконец запустился. Проценты по кредиту снизились вдвое после рефинансирования по программе поддержки производителей. На сегодняшний день молочный завод – одно из самых успешных предприятий в Мангистауской области. Здесь выпускают более ста наименований продукции. Но и тут есть свои подводные камни.

«Больших контрактов, например с нефтяными компаниями, у нас нет. Основная реализация идет через магазины области. Но дело в том, что они порой зарабатывают даже больше, чем мы – производители», – отмечает собеседница «Курсива», объясняя, что срок годности их продукции сильно ограничен, поэтому производитель вынужден возвращать невыкупленные потребителями излишки и уничтожать их.

И хлеб, и макароны

Семь лет назад Зарета Фаталиева выкупила еще один завод – по производству хлебобулочных изделий. Предприятие было банкротом, в пятиэтажном здании на тот момент работал лишь один цех. За поддержкой бизнесвумен обратилась в Фонд развития предпринимательства. Проект был одобрен в рамках программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности, и по первому траншу было выделено 100 млрд тенге. 

«На него у меня были большие планы. Сделали капитальный ремонт, запустили производство, но мне хотелось открыть еще макаронный, колбасный цеха, а также цех по розливу питьевой воды. Пока два последних пункта не претворились в жизнь, но я верю, что они обязательно откроются», – уверена Зарета Фаталиева.
 
Мощность хлебобулочного завода – 25 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Но пока здесь выпускают всего 4–5 тонн продукции. Цех по изготовлению макарон также работает не в полную силу – продукцию этих цехов используют больше не для продажи, а для собственных нужд. Зарета Фаталиева также владелица компании по организации общественного питания, которым предприятие обеспечивает школы, нефтяные компании, воинские части и больницы.

«Да, сейчас не хватает оборотных средств на открытие новых предприятий. Но я не опускаю рук. Когда сильно устаю, хочется все бросить, но понимаю, что люблю то, что я делаю, а за мной стоят 247 сотрудников. Поэтому я беру себя в руки и снова в бой! По-другому я не умею», – заключила бизнесвумен.


383 просмотра

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций