Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1258 просмотров

Что делать, если пропала вся бухгалтерия?

И как защитить свой бизнес

Иллюстрация: Shutterstock

«Нас ограбили!» – кричала бухгалтер в слезах в трубку телефона. Сонный директор компании в три часа ночи не мог понять, чего от него хочет его сотрудник. Разумеется, он не мог сразу оценить масштаб проблем. Казалось бы, ноутбук украли… Понимание серьезности произошедшего пришло к утру: оказалось, что украдена не просто техника, а учетная база всего предприятия.

Попавшему в такую ситуацию руководителю не позавидуешь. Потерять базу данных можно при различных обстоятельствах: компьютеры, как и любая другая техника, ломаются, атакуются вирусами-шифровальщиками, могут сгореть или утонуть во время чрезвычайных происшествий или, как в нашей истории, быть украдены.

Как итог, вся деятельность компании может быть парализована из-за пропажи одного компьютера. Бухгалтер не сможет выписать учетную документацию, не сможет отразить хозяйственную операцию в системе, у него не получится посмотреть движение по расчетному счету, произвести платеж. Да, бухгалтер какое-то время не сможет вести учет, но не в этом главные риски и потери.
 
Серьезные затраты ждут предприятие при восстановлении бухучета. Приведение всех бухгалтерских документов в соответствие с требованиями законодательства – это сложное и дорогое мероприятие. Потому что при полном восстановлении баз данных проводится комплексный анализ и обработка всех первичных документов за «отсутствующий» период.

Как восстановить учет 

Можно доверить эту кропотливую работу собственному бухгалтеру и сэкономить средства. Но будет ли бухгалтер при такой загруженности исполнять свои прямые обязанности корректно? Вряд ли. Можно заказать услуги специализированной компании. Реанимация утерянных документов может обойтись в 50–100 тыс. тенге за каждый месяц восстанавливаемого периода. А срок исковой давности, то есть период, за который у компании могут запросить данные проверяющие органы, составляет 5 лет. Вот и считайте, во сколько вам обойдется потерянная база. По самым пессимистичным прогнозам, в 6 млн тенге за 5-летий срок.

Не восстанавливать учет нельзя, поскольку нарушение законодательства может обойтись предприятию намного дороже с точки зрения финансовых, временных и трудовых затрат, чем приведение бухгалтерского учета в порядок.

Бытовая защита

Бухгалтеры – ответственные работники, ведь они отвечают за сохранность учетной базы. Потери данных по вине бухгалтеров происходят редко. Наоборот, бухгалтеры зачастую сами проявляют инициативу по защите информации, правда, делают это на бытовом уровне. В список таких мероприятий входят: ежедневное копирование данных на внутренний сервер компании, беспокойство о бэкапах (дублирование существующей информации), установка программ-антивирусов, обновление ПО или, как это у нас часто бывает, банальное копирование базы на обычную флешку. 

Все эти меры безопасности ведут к дополнительным затратам: приобретение лицензированных программ, вызов IT-специалистов для обновления ПО и для доработок, покупка запасных дисков либо увеличение памяти компьютера, время, потерянное на выгрузку и загрузку базы.

Виртуализация процесса

На самом деле странно, почему до сих пор во многих казахстанских компаниях бухгалтерия, да и весь управленческий учет, ведется в допотопных программах. Не пора ли перейти в облако? Почему для многих предпринимателей облачные технологии до сих пор остаются загадкой? И это в ситуации, когда почти каждый предприниматель обладает смартфоном, пользуется электронной почтой, то есть чуть ли не ежедневно «витает в облаках».

Эксперты Synergy Research Group оценили мировой рынок облачных сервисов и инфраструктуры в 2018 году в $250 млрд. Причем рост этой цифры по сравнению с 2017 годом составил 32%. Для глобального процесса это очень серьезные темпы роста, которые говорят о чрезвычайной востребованности облачных сервисов со стороны глобального бизнеса.

Облачные технологии доказали свою эффективность. В медицине это систематизация документации; в образовании – электронные дневники, как, например, Kundelik; в логистике – единая цепочка отслеживания маршрута; в государственных закупках – организация тендеров; в банковской сфере – интернет-банкинг.

Безымянный_27.png

Облачные преимущества

Во-первых, все операции по вычислению происходят не на вашем компьютере, а на мощных серверах в сети. То есть предприниматель может использовать те инструменты, которые ему недоступны из-за недостаточных технических характеристик его компьютера.

Во-вторых, не нужно заботиться о производительности своего компьютера, можно не думать о свободном месте на диске, не беспокоиться о переносе информации с одного компьютера на другой.
 
В-третьих, облачные технологии серьезно экономят средства, которые могли бы пойти на покупку лицензированного программного обеспечения. Ведь оплачивается не полная лицензия на ПО, а конкретные функции продукта.

В-четвертых, нет необходимости следить за выходом обновлений, все программное обеспечение обновляется автоматически.

И наконец, в-пятых, открывается возможность одновременного доступа к информации с разных устройств, вы можете работать из любой точки мира. Кроссплатформенность давно уже стала нормой и стандартом для облачных решений.
 
Что касается недостатков использования облака, то есть, пожалуй, один. Доступ к таким сервисам требует постоянного соединения с интернетом. Для того чтобы работать на высоких и стабильных скоростях, нужно стабильное соединение со Всемирной паутиной.

Отметим, что стабильное соединение с интернетом сегодня уже не является проблемой даже для регионов Казахстана, потому что республика находится на высоких позициях мировых рейтингов по доступу населения к интернету.


984 просмотра

Как международные консультанты помогают развиваться казахстанским предпринимателям

И насколько качественны услуги зарубежных специалистов

Фото: Shutterstock

О том, как структурировать бизнес-процессы и достичь высоких показателей, задумывается, пожалуй, каждый, кто рискнул начать собственное дело. Но при этом мало кто знает, что такую помощь могут оказать так называемые бизнес-консультанты. Правда, найти специалиста, который действительно может решить все задачи, довольно непросто, но возможно. 

Сегодня уже можно сказать, что сменилось три поколения с момента развития казахстанского бизнеса. Первые его представители, а иначе «челноки», появились еще в 90-е годы. В тот момент основной движущей силой рынка были простые сделки по купле-продаже. Бизнес-процессы, а тем более планирование хотя бы на среднесрочную перспективу в расчет не брались. Все это стало появляться с началом нулевых, когда прошли первые пенсионные и земельные реформы, а бизнес начал выходить из тени. 

Наконец, в настоящее время, когда стратегия и планирование становятся основой для казахстанского предпринимательства, отечественные бизнесмены стали все больше внимания уделять образованию, новым знаниям, которые бы способствовали развитию их дела быстро и с наименьшими затратами. И здесь на помощь приходят так называемые бизнес-консультанты, которые, анализируя ситуацию, помогают решить поставленные перед компаниями задачи и тем самым выйти на более высокий международный уровень, а топ-менеджменту – мыслить более масштабно. 
Разброс предложений таких бизнес-консультантов достаточно широк. 

Вопрос лишь в том, насколько качественны их услуги. Как отмечают представители казахстанских компаний, не так давно собравшиеся в Алматы на пресс-завтраке, организованном Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), главное, чтобы выбранный консультант был специалистом в той сфере, на которую ориентирован бизнес, которому он оказывает консалтинговые услуги, и, помимо этого, хорошо знал особенности местного рынка. 

Вопрос в продуктовой линейке

«Можно сказать, что я попал в бизнес случайно. Мой коллега предложил производить детские шампуни, а потом мы познакомились с большим профессиональным рынком, о котором вообще ничего не знали. Мы стали тщательно его изучать и сегодня уже пришли к выпуску профессиональной химии, которая используется в гостиницах и ресторанах. Но в тот момент, когда мы впервые узнали, что ЕБРР предоставляет консультантов, очень заинтересовались этим. И хотя мы уже знали специалистов, с которыми хотели бы работать, для нас, как для начинающих, их услуги были слишком дороги. Поэтому помощь со стороны ЕБРР оказалась очень даже кстати», – рассказал директор казахстанской компании Goldman and Young Диас Ягмуров.

Самая большая проблема, по его словам, для молодых бизнесменов заключалась в том, чтобы научиться разрабатывать и производить продукт, который был бы востребован на рынке. «На самом деле вопрос, как правильно развиваться, весьма важен. Ведь клиент ждет не просто продукта, клиент ждет сервиса и решения своих проблем. И чтобы правильно решать его проблемы с тем продуктом, как раз и нужны знания. А у нас в Казахстане в этом большой пробел, – отмечает Диас Ягмуров. – А на деле важно правильно выбрать продуктовую линейку. У нас хорошие химики. Но когда пришел наш консультант, проанализировал бизнес-процессы компании, то сразу же сказал, что у нас не совсем правильный подход – он не решает одну проблему – посуда должна выходить сухой. Наши химики сразу поняли, что они должны сделать. Разработали немного другой продукт. Скажем, в ресторане после мойки надо ведь еще и вытирать посуду. А это дополнительные затраты. Взять хотя бы воду, она же везде разная. Если вода жесткая, то на посуде остаются подтеки. И такие нюансы при изготовлении химической продукции необходимо учитывать. Вот здесь как раз и кроется весь секрет: как правильно настроить продукт, как правильно его монетизировать, как правильно его использовать».
 
Бизнесмен считает, что, получив возможность работать с международным консультантом, он решил еще один вопрос, который позволил увеличить число продаж в разы. «Во-первых, мы разработали правильную продуктовую линейку, а во-вторых, получили хороший опыт и обширную клиентскую базу, причем не только в Казахстане, но и в других странах. А это, согласитесь, уже совсем другой уровень. После работы с консультантом мы заключили контракт с одним из крупнейших производителей химической продукции Diversey. Кроме того, мы стали поставщиками по программе местного развития «Тенгизшевройл», – делится Диас Ягмуров. 

Выход на новые рынки

А вот АО «Алматинский дрожжевой завод» – единственное в стране специализированное предприятие, выпускающее хлебопекарные дрожжи, – обратилось к консультантам за международной экспертизой. Отраслевой специалист из Турции с большим опытом работы на мировые бренды помог предприятию значительно улучшить качество продукта, снизить себестоимость на 10%, увеличить срок годности дрожжей с 25 до 45 дней и повысить производительность оборудования в два раза. А эксперт из Сербии помог отработать вопросы маркетинга и продаж.
 
«Мы улучшили технологию, внутреннюю экономику, но при этом снизили энергозатраты. Все это позволило нам сохранить свой уровень. Обратившись к консультантам, мы достигли двух целей: во-первых, мы получили конкурентоспособный продукт мирового уровня; во-вторых, мы улучшили внутреннюю экономику предприятия, что позволило нам в течение двух лет не поднять ни на одну копейку поднять цену нашего продукта. Мало кто может этим похвастаться», – говорит президент АО «Алматинский дрожжевой завод» Владимир Егуткин.

По его словам, работа с консультантами заняла в общей сложности два с половиной года. И сегодня предприятие вышло на тот уровень, когда у него появилась возможность экспортировать свой товар на рынки соседних стран. «Изначально мы выходили на наш казахстанский рынок со своей продукцией, но этому есть ряд причин, связанных не только с качеством, но и с экономическими вопросами. Однако здесь самое главное то, что мы достигли конкурентного качества. Сегодня свой товар мы экспортируем в Россию, Кыргызстан. По чуть-чуть открывается для нас Узбекистан. Очень закрытый для нас до недавнего времени рынок. Они очень осторожно подходят к тому, чтобы освобождать цены на хлеб. Все-таки это социальный продукт. И там все-таки много людей, чей жизненный уровень ниже среднего и для которых хлеб является основным продуктом питания», – говорит г-н Егуткин. 

Объемный вопрос

В свою очередь бизнес-консультанты рассказали о проекте, который год назад стартовал в Усть-Каменогорске. По их словам, небольшое предприятие одновременно выпускало 350 видов уникальных продуктов – торты, печенье. Лишь после вопроса консультанта: «Зачем такой объем продукции?», менеджмент компании задумался, действительно ли такой размах стоит затраченных энергоресурсов.

«Временные потери, которые компания испытывала, переходя с одного продукта на другой, потом на третий, четвертый и так далее, были неимоверные. Люди на производстве буквально изнемогали, хотя производимый объем продукции был совсем небольшой. Продажи были хорошие, но трудозатраты оставляли желать лучшего. Ведь это комплексная работа: производственников, закупщиков, наконец, продажников, чтобы все 350 наименований продать», – отметил один из бизнес-консультантов, присутствовавший на мероприятии ЕБРР. 

Эксперты отмечают, что владельцы бизнеса зачастую создают продукт и горят своим делом. Но в реальности не всегда хорошая идея владельца подходит для рынка. Ведь здесь, помимо всего прочего, важно понимать, как оптимизировать процесс, не снижая доходов. 

«Если себестоимость твоей продукции является выше рыночной, то потом ее очень тяжело продвигать в массы. Есть два способа оптимизации: использовать не самые качественные ингредиенты или убирать потери, которые есть в процессе производства. И если я закончил производить один вид пирожного и перешел на другой, то вот эта перенастройка занимает время и создает массу неудобств для сотрудников. В итоге сокращение видов продукции с 350 до 120 за первые три месяца снизило продажи всего на 10–15%, но при этом издержки, связанные с производством, мы смогли снизить на 30–40%», – рассказал бизнес-консультант. 

По его словам, чтобы прийти к такому результату, потребовалось провести анализ маржинальности, чтобы выяснить, насколько прибыльный тот или иной продукт. Затем необходимо было проследить, насколько этот вид продукта тянет за собой другой сопутствующий продукт. «Это сочетание, когда один продукт является, образно говоря, локомотивом для других продуктов, нужно учитывать, и очень важно сделать сбалансированный портфель, который помогает компании минимизировать затраты и максимизировать прибыль», – отмечает эксперт. 

К слову, консультанты могут быть разные. Одни помогают местным компаниям выйти на более качественную систему управления, управления финансами или внедрения новых технологий. Другие – разработать улучшенную маркетинговую стратегию, увеличить производительность и расширить бизнес. Но всех их объединяет одно: профессионалы могут лишь рекомендовать своим клиентам выбрать те или иные направления, но окончательное решение всегда остается за предпринимателем.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций