Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Что стало с одним из самых перспективных казахстанских стартапов

История Дамели Мектепбаевой

Фото: Shutterstock

Один из самых ожидаемых и перспективных казахстанских стартапов забуксовал, потому что в Казахстане невозможно провести полноценную медицинскую экспертизу.

HOOP – это кольцо, которое предупреждает человека о венерических заболеваниях. Самые распространенные инфекционные заболевания взрослого человека передаются именно половым путем. Ежегодно заболевает более полумиллиона человек, 75% из них не узнают об этом вовремя. 

Принцип работы HOOP прост и изящен: технологическое кольцо надевается на большой палец. Нажатие на кнопку запускает процесс анализа: электрический микроимпульс обезболивает участок кожи, происходит забор крови. Она поступает в специальные каналы, где вступает в реакцию с помещенными там антителами. Вся эта «лаборатория» помещается в маленьком съемном картридже, который вставляется в кольцо перед использованием. Результат передается на приложение смартфона. 

Это один из самых интересных и ожидаемых в мире проектов из сферы медицины. HOOP неоднократно занимал первые места на международных конкурсах стартапов. Он начался в Казахстане с идеи Да­мель Мектепбаевой, но здесь же и застрял. 

Дамель Мектепбаева – талантливый ученый, мечтающий работать над фундаментальными научными задачами. Отправившись после медицинского института по программе «Болашак» в США, она выбрала изучение биотехнологий – и попала в закрытый институт NASA. Здесь она «заболела» проектами, которые меняют мир. 

Ранняя диагностика заболеваний – актуальное направление в мире медицинских стартапов. Сколько людей откладывают визит к врачу только потому, что это связано с необходимостью сдавать неудобные анализы? Можно ли упростить процесс и более того – делать это дома? С поиска ответов на эти вопросы и начался стартап HOOP.

В США вокруг Дамель Мектепбаевой сложилась команда единомышленников. Работа проводилась на премиальные, которые стартап выигрывал на международных конкурсах по всему миру. От первого прототипа размером со смартфон до кольца, оснащенного микросхемами, прошло два года. Проект дошел до этапа проведения клинических испытаний, рынок ожидал поступления первых партий HOOP в 2016 году.

В это самое время учебная программа Дамель Мектепбаевой в США подошла концу, ей нужно было возвращаться – болашаковцы должны отработать в Казахстане пять лет. Однако на родине основатель перспективного медицинского стартапа столкнулась с двумя проблемами.

Первая – рынок не стремится вкладываться в технологические проекты. Вторая – в РК невозможно провести полноценные лабораторные исследования нужного масштаба и качества. 

Значит ли это, что проект умер? Дамель Мектепбаева считает, что потеряно не все. Как настоящий ученый, она оптимист.


230 просмотров

Как открыть бизнес по доставке еды на несформированном рынке

И какие последствия могут ожидать стартапера

фото: shutterstock.com

Как работал первый алматинский бизнес по доставке продуктов и еды из ресторанов и почему закрылся. История Таира Балбаева, который предложил рынку услугу доставки, когда это еще не было массовым трендом.

Первая служба доставки продуктов Friday появилась в Алматы в 2002 году. Ее организовал предприниматель Таир Балбаев. Он арендовал под склады подвал бизнес-центра, расположенного в самом центре Алматы, на пересечении проспектов Абая и Достык. Вдоль стен помещения разместили стеллажи с продуктами, в центре зала посадили операторов, которые принимали звонки на легко запоминающийся телефонный номер... Но первое время по «легкому» номеру звонили крайне редко. Почему?

Как рекламировался стартап в эру «до интернета»

К первым расходам – на аренду (площадь помещения – 250 кв. м, стоимость аренды – $5 за «квадрат»; в ремонт помещения было вложено $5 тыс., их вычли из стоимости аренды) добавились затраты на маркетинговую активность. Доступ к интернету в начале двухтысячных был скорее редкостью, чем правилом, мобильного интернета не было совсем. Так что каталог продукции сделали традиционный для того времени – печатный.

«Этот ход был вынужденный, дорогой и, к сожалению, осознанно убыточный», – вспоминает Таир Балбаев.

Бумага не успевала оперативно отражать регулярно меняющиеся цены. Но другого инструмента, чтобы донести до рынка ценность услуги, не было. Печатный каталог Friday распространяли по салонам красоты и бизнес-центрам. Даже когда на местах оказалось 70% тиража, звонков не было.

«Я выбросил на ветер примерно $15 тыс. Пришлось перейти на листовки и рекламу в листках супермаркетов», – констатирует г-н Балбаев.

Как уговорить клиента сделать покупку

Решая, как формировать ассортимент и как мотивировать покупателя, Балбаев с командой остановились на варианте различных типов корзин. Например, корзина выходного дня (хлеб, колбаса, яйца, соки), корзины для приема гостей и так далее. Такой подход позволял добиться минимальной солидарной скидки с премиум-товара, который включался в корзину.

Расчет был на психологию покупателя, который предложение оценивает по товарам-маркерам: хлеб, молоко, яйца. Маржа у этих продуктов обычно невысокая. Если ее еще немного снизить за счет маржи другого товара, то автоматически у покупателя возникает ощущение выгодной покупки – он не обращает внимания, что скидки касаются самых доступных товаров, перенося восприятие на корзину в целом. А премиальный товар в корзине позволяет продавцу не только компенсировать скидки с товаров-маркеров, но и заработать.

Идея создателей Friday была в том, чтобы переключить на себя поток платежеспособных людей и создать канал полуоптовой торговли с доставкой.

«Я хотел залезть в 30-процентную маржу супермаркетов и предлагал товар дешевле и без поездок по магазинам», – вспоминает Таир Балбаев.

Из оригинальных сборных предложений от Friday – накануне Нового года компания закупила елки оптом и продавала их в наборе с продуктами. «Новогодний» вариант оказался востребованным.

Время – деньги

Предприниматель выделяет главную проблему проекта – потеря времени, которого тогда уходило слишком много на сбор и доставку товара. Особенно критично это было с доставкой еды.

«Мы договорились с супермаркетом «Меркур» как с основным поставщиком товара, и я тренировал сборщиков по быстрому поиску и сбору товара по полкам супермаркета», – говорит Таир Балбаев (модель сбора товаров с полок супермаркетов активно используется службами доставки до сих пор, хотя появились и службы доставки с собственными складами, созданными именно под задачу быстрого сбора заказа – «Курсив»). Вторая по важности проблема – высокая себестоимость доставки, снизить ее не получалось. Friday пыталась сотрудничать с таксопарками, но это не помогло. Пришлось купить машины, и в службу такси обращались, только если заказов было слишком много.

Рестораны против доставки

Чтобы стимулировать клиента покупать больше, Friday ввела бесплатную доставку при заказе от 7 тыс. тенге. Стали доставлять готовую еду из ресторанов, главными заказчиками выступали крупные предприятия. На этом рынке у Friday был конкурент – «Дастархан», но он развозил только еду собственной сети ресторанов, причем стоимость развозки добавлялась к общему счету.

«Я предложил рынку доставку еды из любого ресторана города», – говорит Таир Балбаев.

Ресторанам это было в новинку, делиться прибылью они не хотели. Тогда Friday стал доставлять готовую еду бесплатно при условии достижения определенной стоимости заказов. Сразу сформировался пул постоянных корпоративных клиентов, проводящих торжества. Позже таким клиентам стала доступна услуга «еда в кредит». Это сработало и увеличило обороты.

«Мне пришлось договариваться и «перевешивать дебиторку» на поставщиков», – говорит Таир Балбаев.

Случались и эксцессы: иногда компания просто переезжала и «забывала» про долги. По словам предпринимателя, в первые четыре месяца ему удалось вывести операционную прибыль компании на уровень $5 тыс., дальше прибыль росла, но не стабильно. В итоге первый алматинский бизнес по доставке был закрыт.

«Я не смог превратить бизнес в системный, оптимизировать и упорядочить процессы в то время оказалось невозможным», – резюмирует Таир Балбаев, чья бизнес-идея явно опередила рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций