Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2807 просмотров

Уральский аэропорт перестроят за 1,5 млрд тенге

Многолетняя история реконструкции международного аэропорта связана с рядом скандальных историй

Реконструкция терминала позволит увеличить пассажиропоток с 160 до 350 тысяч человек в год, а производственную мощность терминала – с 200 до 400 человек в час. Проект профинансирует КПО б.в. в рамках программы социальных проектов ЗКО.

Церемонию начала строительства, приуроченную ко Дню столицы Казахстана, провели вечером 5 июля в здании старого аэропорта. Построен он был 47 лет назад – в 1972 году – и расположен в 16 километрах от Уральска.  На время реставрации прием и отправка пассажиров переместятся в соседний терминал – в небольшое здание, построенное для иностранных граждан, работающих вахтовым методом на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении. Чтобы соблюсти нормы закона, собственник здания, ТОО «Международный аэропорт «Орал», передал его в государственную собственность социально-предпринимательской корпорации (СПК) «Орал».   

«Проект занял много времени. Решение было долгим, но оно поддерживается КПО. Местное содержание в этом проекте стопроцентное. Точную сумму сказать не могу. Это примерно 1,5 млрд тенге», – сообщил на церемонии генеральный директор КПО б.в.  Эдвин Блом.

Он заметил также, что консорциум является самым активным пользователем международного аэропорта «Орал», поэтому  проект вызывает у компании много радости.

60b0d979-db65-4ee6-9675-1eb31a54e521.jpg

фото: Виктор Предыбайло 

Тендер КПО выиграло ТОО «КazConstructionGroup» – оно стало генеральным подрядчиком реконструкции. Автор проекта  –  Алматинское ТОО «EDLI&CO». Журналистам сообщили: после завершения работ – а они продлятся полтора года,  пассажиропоток  аэропорта увеличится с 160 до 350 тысяч человек в год, а мощность терминала – с 200 до 400 человек в час. 

Согласно ПСД в обновленном аэропорту построят VIP-зону – прежде ее заменяли ворота с правого торца здания, закрытые от глаз рядовых пассажиров и ведущие прямо к посадке в самолет. Площадь VIP-зоны составит 51,6 кв. м. Сам терминал увеличится на 2,4 тыс. кв. м  –  с 4 197 до 6 615.

Помимо увеличения внутреннего объема здания предусматривается монтаж комплекта современного оборудования для обслуживания пассажиров и приема багажа, новейших систем безопасности для сокращения времени регистрации и для процедуры паспортного контроля. Проектом также предусмотрено полное преображение площади перед зданием аэропорта – там обустроят  парковку, посадят деревья и организуют клумбы.  

79dba4d6-b619-4f68-823e-5dc5e8916690.jpg

фото: Виктор Предыбайло 

«Здание очень старое, и, конечно, все хотят видеть современный аэропорт. В 2015 году был проведен ремонт взлетно-посадочной полосы, и аэропорт смог принимать самолеты всех категорий. Однако из-за старого терминала, который технически и морально устарел, была проблема с открытием новых авианаправлений. Уверен, через полтора года мы увидим новый международный аэропорт, соответствующий всем международным стандартам», – сказал на церемонии начала строительных работ аким ЗКО Гали Искалиев.

Предполагается, что после окончания реконструкции СПК «Орал» передаст здание аэропорта прежним собственникам. Хотя сегодня этот вопрос ставится под сомнение.

«Мы не можем это сказать определенно», – сообщали в СПК на запрос «Курсива» о деталях проекта реконструкции. 

Как бы там ни было, к концу 2020 года будет полностью завершена многолетняя реконструкция Уральского международного аэропорта «Орал», которая началась в 2014 году и была связана с рядом скандалов.

545d976b-487d-4db6-acca-6c3d401d1bf5.jpg

фото: Виктор Предыбайло 

Напомним: тогда, согласно постановлению правительства №13, по аналогичной схеме владелец аэропорта ТОО «Международный аэропорт «Орал» безвозмездно передал государству взлетно-посадочную полосу для реконструкции. Этот проект обошелся государству в 6,3 млрд тенге, а его реализация сопровождалась громким уголовным делом о хищении бюджетных средств. Как сообщили «Курсиву» в администрации аэропорта, после первых заявлений об аварийности ВПП с 20 сентября 2010 года, согласно решению Комитета гражданской авиации Казахстана, в уральский аэропорт были ограничены полеты воздушных судов с квалификационным числом (ACN) – больше 27 единиц по взлетной массе. Ограничения вводились до окончания  капитального ремонта ВПП. Авиакомпания «Эйр Астана» произвела замену самолетов на более легкие.

Заметим: уральский аэропорт  строился для принятия небольших авиасудов. Но после приватизации аэропорта в 90-е годы тут стали принимать большегрузные  Ил-76 с товаром, который грузился в аэропорту в фуры и прямиком  отправлялся  на Черкизовский рынок в Москву. По оценкам специалистов, именно самолеты Ил-76 привели взлетную полосу в непригодное состояние. 

87976c96-ae6c-4898-bb05-e72464919ede.jpg

фото: Виктор Предыбайло 

Как сообщали тогда казахстанские СМИ, позже состояние ВПП стало причиной затяжного бизнес-конфликта между собственниками аэропорта и авиакомпаниями «Эйр Астана» и SCAT. В результате спора для этих компаний были закрыты все авиамаршруты, была создана авиакомпания «Bek Air», которая в этой нише попыталась заработать деньги и даже отремонтировать ВПП. В  2012 году новая авиакомпания заработала более 2 млрд тенге, но вместо прибыли получила 63 млн тенге убытка.

В феврале 2014 года, согласно постановлению правительства № 13 от 21 января, ВПП безвозмездно передали государству. Взлетку построили в короткие сроки – в  2015 году ее уже приняла госкомиссия. А спустя год после сдачи ее в эксплуатацию обнаружились серьезные огрехи: бетонные плиты взлетно-посадочной полосы стали проседать, а перепад между ними составил почти 2 см. В акимат ЗКО и Комитет авиации полетели письма с просьбой срочно принять меры. 

2 см.jpg

фото: автора

После ряда публикаций в республиканских СМИ в 2016 году департамент госдоходов (ДГД) ЗКО начал уголовное расследование по фактам хищения бюджетных средств в особо крупном размере при транспортировке грунта, завышения сметной стоимости работ при реконструкции ВПП аэропорта Уральска, а также при поставке трансформаторных подстанций свето-сигнального оборудования для летного поля. Сумма предполагаемого ущерба, как заявляли в ДГД, составила 452 669 700 тенге. Дело было возбуждено в отношении подрядчика – АО «К-Дорстрой» – 30 марта по статье «Мошенничество». Чем закончилась эта история, СМИ больше не сообщали.

По данным «Курсива», это уголовное дело еще не закрыто. Более того, судебные разбирательства стали поводом для закрытия популярного в Казахстане сайта «Ратель», который публиковал серию расследований по фактам хищений при реконструкции ВПП.

Общая итоговая сумма реконструкции уральского аэропорта, с учетом ремонта ВПП, составит почти 8 млрд тенге.

4_26.jpg

фото: Виктор Предыбайло 


1 просмотр

Как открыть частную школу в Кызылорде

История Софии Абдуразаковой

Фото автора

София Абдуразакова уверена, что частные школы – один из самых чистых и честных видов бизнеса. «Ты не просто занимаешься бизнесом – ты делаешь важные вещи для детей, для общества, для страны», убеждена предприниматель.

Без сторонней помощи

Мама троих детей, педагог по образованию, бизнес-тренер, член городского, затем областного общественных советов София Абдуразакова открыла одну из трех частных школ в Кызылорде осенью прошлого года.

«Все началось с консалтингового агентства, открытого в 2017 году, где три женщины с педагогическим образованием занимались разработкой различных проектов: по развитию агропромышленности и IT-технологий. Новым проектом для нас стала частная школа. Поначалу мы размещались в здании детсада, где обучали 40 детей в нулевом, первом и втором классах. На большее не рассчитывали. Затем оказалось, что желающих отдать детей в нашу школу много. И весной этого года мы переехали в новое здание. Теперь можем принять 320 детей с нулевого по 4-й классы», – рассказала София Абдуразакова.

По ее словам, среди учредителей проекта нет ни депутатов, ни крупных бизнесменов. Всего лишь женщины-педагоги со скромными возможностями.

Сумма стартового капитала составила 9 млн тенге собственных средств. На эти деньги арендовали первое здание, закупили мебель и другие необходимые вещи. Чтобы дети чувствовали себя уютно, учредители даже принесли вещи из дома. Сегодня, после переезда в новое здание, в бизнес было привлечено дополнительно более  6 млн тенге кредитов.

Между чиновниками и коллегами

Бизнес-леди рассказывает, что ей и ее коллегам пришлось столк­нуться с отсутствием достоверной информации, касающейся открытия бизнеса по частному школьному образованию.

«Например, мы не знали, куда и какие документы подавать для получения лицензии. Мы подавали документы в госорганы, получали замечания, отзывали документы, исправляли ошибки, обратно отправляли бумаги. Все это заняло очень много времени. Не хватало человека при акимате или Нацпалате, который бы знал, какие документы нужны, куда обращаться, что делать. Были и бюрократические моменты. Но нам все же удалось получить все разрешения и лицензию», – вспоминает София Абдуразакова.

Открытие новой частной школы встретили доброжелательно не все коллеги. По словам собеседницы, руководитель одной школы приняла их в штыки: мол, теперь частные школы будут расти, как грибы после дождя. Некоторые посчитали, что таким делом могут заниматься люди, у которых есть большой практический опыт.

Как призналась София Абдуразакова, она согласилась бы с такой позицией, но сегодня процесс получения знаний сильно отличается от школьного образования советского периода.

«Мне очень нравится образовательная политика казахско-турецких лицеев. У них есть общность, причастность к чему-то. Они получают знания, хорошее воспитание, у них сильные жизненные позиции, причем все это закладывается в лицее. Мы хотим, чтобы и наша школа была такой же», – говорит спикер.

Но при этом отмечает, что в школе полностью придерживаются учебных стандартов МОН РК.

О рентабельности и оплате

Сделать рентабельным этот вид бизнеса, напомним, призваны выделяемые с 1 января 2019 года государством субсидии на обучение детей в частных школах. Но здесь не все однозначно.

«Дело в том, что мы тоже подали заявки на получение субсидий с 1-й по 4-й классы. А у нас очень большой спрос на нулевые классы, которые не дотируются государством», – пояснила предпринимательница.

Тем не менее она уверена, что заниматься этим бизнесом выгодно.

«Есть определенные показатели, при достижении которых мы спокойно выходим на рентабельность. Мы не ставим задачу загрузить нашу школу до 1000 человек. Однако в Кызылорде бизнес строится таким образом, что, если один открыл частную школу, другой тоже хочет. У нас такое было с детсадами, которых больше 200 в городе. То же самое с тойханами, аптеками. Вопрос в том, кто потом останется после этого бума», – поделилась собеседница.

По ее мнению, рынок частных школ в стране очень серьезный. Стоимость обучения в школе – 50 тыс. тенге в месяц на ребенка. Но в Кызылорде этот рынок только начинает развиваться. И пока не многие видят выгоду.

«В 2013 году я открывала кофейню, где продавала кофе по 500 тенге за стаканчик. На меня многие кричали, почему такой дорогой кофе, когда на рынке можно купить за 35 тенге. Приходилось разъяснять, что входит в эту цену. Сегодня уже никого не волнует, что кофе стоит 500 тенге. Хотя в 2013 году в Алматы и в столице уже существовали сети кофеен, отдельные точки, где напиток продавали по 500 тенге и дороже, и все его покупали. Такая история сейчас и с частными школами в Кызылорде», – считает учредитель.

Бизнес-леди также поделилась планами на будущее – создать образовательный кластер. То есть получить для школы лицензию на обучение с 5-й по 9-й классы, открыть свой детский сад, а также колледж.

По информации управления образования Кызылординской области, в регионе насчитывается 293 школы, три из них частные. В прошлом году в них в общей сложности учились свыше 400 детей.

Как сообщила руководитель управления образования Майра Меделбекова, 1 сентября 2019 года планируется открытие еще трех новых частных школ, рассчитанных на 1450 детей. Всего в этом году в области пойдут учиться в школу 164 тыс. детей, это на 7 тыс. человек больше, чем в 2018-м.

В Кызылординской области наблюдается дефицит на 4 тыс. мест в школах, при этом есть перегруженные и незагруженные школы. Чтобы решить этот вопрос дисбаланса, ряд незагруженных школ сделали IT-школами. Проблему же с нехваткой школ надеются решить в том числе за счет учас­тия бизнеса.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций