Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4828 просмотров

Компания Turkish Airlines получила разрешение на полеты на Airbus А-330 в Казахстане

С 1 июня компания вводит в эксплуатацию широкофюзеляжные «эйрбасы» по маршруту Алматы-Стамбул-Алматы

На этой неделе представители турецкого национального авиаперевозчика объявили, что компания, получив разрешение от комитета гражданской авиации Казахстана, с 1 июня вводит в эксплуатацию широкофюзеляжные «эйрбасы» по маршруту Алматы-Стамбул-Алматы.

Контроль и бесконтрольность

Как говорит генеральный менеджер филиала в Алматы АО «Turk Hava Yollari AO» (Turkish Airlines) Хасан Саваш Ерден, компания на протяжении последних лет ждала разрешения казахстанских авиационных властей по поводу организации рейсов на Airbus А-330. При этом, по его словам, выполнение рейсов на больших самолетах повышает расходы авиакомпании.

«Единственный выход – обращаться к министерству энергетики вместе с другими перевозчиками по поводу снижения тарифов. – говорит он. - При предоставлении хороших цен на топливо и ушедшие с рынка компании вернутся. Появятся и новые. Тогда будет справедливая конкурентная борьба. Добавлю, что стоимость топлива в Турции, которая не добывает такие объемы нефти, почти в два раза ниже. К сожалению, мы не можем назвать конкретные цены – это может являться коммерческой тайной. Но по нашим ожиданиям и прогнозам, стоимость топлива в Казахстане снизится, потому что это требование времени и необходимость. Вопрос стоимости авиатоплива – это полностью вопрос компетенции правительства».

Между тем, как сообщали СМИ в феврале этого года, с казахстанского рынка авиаперевозчиков уходят девять зарубежных компаний как раз из-за проблем с ценой на авиакеросин, цены на который превышают европейские на 40-50 %. Дело в том, что Казахстан не производит авиакеросинв обходимых количествах (на 70 % это импорт) и закупает его в соседних странах – России и Узбекистане. При этом, этот продукт вообще освободили от антимонопольного регулирования.

В свою очередь Хасан Саваш Ерден расчитывает на позитивное развитие событий: «Мы прикладываем все усилия для того, чтобы быть одной из лучших авиакомпаний. Турецкая авиакомпания прибыла сюда в мае 1992 года сразу после признания независимости молодой республики Казахстан Турцией. Мы очень ценим наши двусторонние отношения, и для нас является честью служить народу Казахстана, предлагая ему самые лучшие услуги и продукты. По всему миру более 20 млн пассажиров признают нас лучшей авиакомпанией. Мы готовы сотрудничать, развивать эту индустрию совместно с нашими казахстанскими партнерами. Казахстан является для нас очень важной страной, и мы никогда не примем такого решения – выйти с этого рынка, потому что мы дорожим нашими политическими, социальными, экономическими и культурными связями. У авиакомпании есть в списке несколько стран, для которых даже при наличии каких-то кризисных ситуаций мы не сможем пойти ни на снижение количества рейсов, ни на снижение пассажирооборота».

Новая гавань

Говоря о введении новых широкофюзеляжных бортов, представитель авиакомпании поясняет, что рейс, который длится более шести часов, нужно осуществлять на более комфортабельном судне. По его словам, это будет огромным вкладом в дело туризма, потому что увеличится количество как прибывающих, так и вылетающих туристов в Алматы. Таким образом, увеличив пассажирскую емкость на новых бортах примерно на 20 %, компания рассчитывает и увеличить пассажиропоток.

При этом в связи с повышенным спросом, сохранятся дополнительные утренние рейсы на «боингах» три раза в неделю.

До конца октября «эйрбасы» и «боинги» авиакомпании будут летать в аэропорт Ататюрк, однако с 30 числа полеты будут осуществляться через новую гавань, строительство которой идет уже три года и подходит к финалу. Пока ее так и называют «Новый стамбульский аэропорт», в отличие от действующих аэропортов Ататюрк и СабихаГёкчен. Что характерно, 75 % всего обслуживания аэропорта будет занимать национальный перевозчик.

В отношении других авиаперевозчиков пока неизвестно, останутся ли они в аэропортах Ататюрк и СабихаГёкчен, или тоже сменят гавань.

Самый большой аэропорт в миребудет введен в эксплуатацию 29 октября и сможет обслуживать около 150 млн пассажиров ежегодно. Необходимость его строительства связана с выгодным географическим положением Стамбула. А существующий аэропорт не успевает справляться с ростом перевозок. Площадь новой гавани - около 80 млн кв км, что больше территории государства Сан-Марино. Новая гавань будет одновременно принимать 114 самолетов. К терминалу подведено 143 пассажирских рукава. Из аэропорта будут осуществляться рейсы в почти 150 направлений. В здании будет работать отель на 400 комнат. Инвестиции в проект составили более $10 млрд. за первые 25 лет эксплуатации он принесет прибыль в размере $22 млрд.

Поскольку площадь аэропорта велика, возникает вопрос правильного размещения терминалов, размещения зон international и domestic. У той же Turkish Airlines поскольку минимальный период стыковок – час. Как предполагают представители компании, в аэропорту будут все средства транспорта для того, чтобы добраться до другого гейта, к примеру, пассажирские конвейеры.

Что касается транспорта из нового аэропорта в город, то планируется запуск шаттлов. Также будут ходить трамваи и достраивается ветка метро, которая, как предполагают представители авиакомпании, запустится в начале 2019 года. При этом трансферными пунктами наземного транспорта будут считаться популярные туристские маршруты.

Как рассказала региональный менеджер по продажам TurkishAirlinesЖибекКамшиева, это единственная авиакомпания, которая выполняет большее количество рейсов, чем любая другая: «По количеству направлений мы занимаем третье место в мире, первое – по количеству международных направлений. На протяжении шести лет с 2011 по 2016 годы Turkish Airlines удерживала статус лучшей авиакомпании Европы, и на протяжении девяти лет мы являемся лучшей авиакомпанией Южной Европы.

По результатам опроса компанией Skytrax 20 млн пассажиров по всему миру было определено, что TurkishAirlines обладает лучшим бортовым питанием в бизнес-классе и имеет лучший зал обслуживания пассажиров бизнес-класса и предлагает лучшее питание для пассажиров в зале обслуживания CIP (commerciallyimportantperson) LoungeIstanbul в аэропорту Ататюрк. Авиакомпания летает в большее количество стран, чем любая другая – 303 направления в 121 стране.

В прошлом году авиакомпании открыла такие направления как Пхукет, Самара, Воронеж, Харьков. В этом году мы открыли еще два направления – Фритаун в Сьерра-Леоне и Самарканд. На подходе еще 15 направлений. Средний возраст воздушных судов – более семи лет. На сегодняшний день у нас 327 А-330. Мы заказали 40 Boeing787 Dreamliner, 20 новых «боингов», 20 новых «аэробусов». Кроме тех карго-емкостей, которые есть в пассажирских самолетах, мы выполняем рейсы в 71 направление на Boeing 747, А-330 и А-310, перевозя грузы и считаемся наиболее прогрессивно развивающейся грузовой авиакомпанией».

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН


1110 просмотров

В Западно-Казахстанской области процедуру банкротства проходят почти 200 предприятий

Почему это происходит

Фото: Shutterstock.com

На стадии процедуры банкротства в области сегодня находятся 172 субъекта крупного и среднего бизнеса, но фактически компаний, оказавшихся в трудной ситуации, куда больше. Какие методы применяют налоговые органы, чтобы определить, как бизнес обходит закон, и что толкает предпринимателей на крайние меры, выяснял «Курсив». 

В финансовой коме

За последние два года в ЗКО 42 руководителя частных предприятий были привлечены к субсидарной (административной) ответственности за неисполнение закона о банкротстве. Попытки намеренно «убить» свое предприятие, заранее выведя из него активы, чтобы не платить по счетам кредиторов, или, напротив, не заявлять о банкротстве, обойдутся им в 1,9 млрд тенге по счетам кредиторов и штрафам. Сотрудники фискальных органов говорят: статья за лжебанкротство очень сложная и довести дело до суда бывает крайне трудно.

«Чтобы привлечь к уголовной ответственности, нужен ущерб в размере 10 тыс. МРП государству и другим кредиторам. Чаще факт лжебанкротства доказан, но ущерб меньше, и дела разваливаются», – сказал в комментариях «Курсиву» руководитель отдела реабилитации и банкротства ДГД ЗКО Алимжан Темирханов.

В 2018 году налоговики передали в службу экономических расследований департамента госдоходов (СЭР ДГД) 12 дел. Одно из них направлено в СЭР ДГД Алматы, одно переквалифицировано по статье «уклонение от налогов», три прекращены по нереабилитирующим основаниям – амнистия или истекший срок давности преступления. Остальные – на стадии рассмотрения. И только в 2019 году к уголовной ответственности за лжебанкротство привлечен один руководитель аксайского ТОО. Он получил полтора года ограничения свободы, хотя приговор не вступил в законную силу и оспаривается адвокатами предпринимателя.

«Этот приговор – один из первых в Казахстане по этой статье», – заметил Темирханов. 

Всего в суд было передано четыре уголовных дела по факту лжебанкротства, сообщили в департаменте госдоходов ЗКО.

Причиной такого явления, как лжебанкроство, аналитики ДГД считают высокую кредитную нагрузку и низкую финансовую грамотность субъектов МСБ, а банкротство называют способом бизнеса застраховаться от проблем в будущем.

«Бизнесменам выгодно банкротство, если сумма долга превышает активы. Тогда они могут списать все долги», – говорит Алимжан Темирханов.

Например, у одного из уральских предприятий-банкротов сумма долга по налогам достигла 200 млн тенге. Оно было контрагентом лжепредприятия плюс не указывало в своих отчетах часть оборотов. В 2017 году налоговые проверки это выявили, и ему доначислили налоги. В ходе анализа деятельности предприятия выяснилось также, что незадолго до банкротства, в 2015 году, предприятие продало около 20 автомашин и производственную базу.

По словам Темирханова, по балансовой стоимости имущество стоило около 300 млн тенге, а продали за 60 млн.

«Выясняем причину и узнаем: их вызывали в правоохранительные органы, потому что на их контрагента возбуждено уголовное дело о лжепредпринимательстве. И им будут выставлять уведомления. Проверка бухгалтерских документов показала: 60 млн на их счет не поступало», – рассказывает собеседник «Курсива».

В итоге было возбуждено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства по статье 238 УК РК, которая предусматривает штраф и лишение свободы.

Погашение долгов по налогам может длиться до 20 лет, говорят в департаменте. Поэтому налоговые органы имеют право сами подавать иски в суд, требуя банкротства того или иного предприятия, чтобы вернуть долг активами. Из 172 банкротов, которые сегодня есть в ЗКО, 97 признаны банкротами по искам ДГД, это более 50%.

«По закону предъявить претензию налоговые органы могут и супруге – по совместно нажитому имуществу: дом, машины, ценные вещи. Так что, если кто преднамеренно организовал банкротство, прыгать от счастья не стоит – могут забрать и личное имущество», – заметил спикер.

По данным ДГД, к субсидиарной ответственности за лжебанкротство в 2018 году было привлечено 34, а в 2019-м – восемь владельцев частных предприятий.

bankrupt.PNG

Вычислят по счетам и супругам

Признаки ложного банкротства в первую очередь видны по счетам. В основном оказавшиеся на грани краха владельцы предприятий снимают деньги, продают транспорт, производственные базы, квартиры, объяснили в департаменте.

«Есть лица, у которых по два, три, четыре предприятия. Он то одно обанкротит, то второе. Это лазейки, которые законом не запрещены и требуют внесения поправок», – говорит представитель ДГД.

Проекты-«титаники»

Банкротство крупных компаний порой демонстрирует крах самых смелых идей и надежд.

Так, ТОО «СПП «Металлоизделия» – завод, основанный в Уральске в 1929 году, специализировался на металлообработке и машиностроении. Это одно из первых в Казахстане предприятий, которое наладило производство сэндвич-панелей для каркасных домов. Предприятие активно участвовало в строительстве крупных социальных объектов области, одно из которых – Назарбаев Интеллектуальная школа. ТОО около четырех лет находится в процеду­ре банкротства. Долг перед банком-кредитором – 1,8 млрд тенге. Реализации имущества завода все еще продолжается.

ТОО «Жаиктранс» и ТОО «Жаик­транс-терминал» находятся в процедуре банкротства с 2014 года. Общая задолженность перед банком-кредитором и компаниями-партнерами – 12,8 млрд тенге. ТОО «Жаиктранс» было зарегистрировано в 1998 году, создано для реализации проекта по транспортировке нефти на экспорт с месторождений Западного Казахстана – неф­тепровода Уральск – Самара. Основным видом деятельности ТОО являлось хранение, транспортировка и реализация углеводородного сырья и продуктов его переработки.

В 2006 году строительство трубопровода закончилось, однако запуск так и не был произведен из-за отсутствия сырья. Проект закрыли. В надежде на перемены ТОО поддерживало техническое состояние объекта за счет собственных и заемных средств, говорится в решении специализированного межрайонного экономического суда ЗКО. Обязательства предприятия стали расти из-за начисления кредиторами штрафных санкций и пеней. В 2012 году образовалась налоговая задолженность. Сейчас оно полностью бездействует. Кстати, решением арбитражного суда Самарской области дочернее предприятие ООО «Жаиктранс», за которым также числится дебиторская задолженность в сумме 2,1 млрд тенге, тоже было признано банкротом.

«Нефтепровод построен, но не действует. ТОО несколько раз проверяли на лжебанкротство, но подозрения не подтвердились», – прокомментировал эту историю Алимжан Темирханов.

В списках более мелких банкротов такое предприятие, как ТОО «СВИТ». Компания занималась импортом и производством кондитерских изделий. Сейчас его долг перед банком-кредитором составляет 676,6 млн тенге.

Банкротство коснулось практически всех сфер экономики ЗКО – торговли, строительства, пищевой промышленности и электроэнергетики. С начала 2019 года в области завершена ликвидация 27 предприятий-банкротов. Еще по пяти компаниям дела переданы в суд – для вынесения решения о признании их банкротами. Часть из 172 предприятий-должников, которые сегодня проходят процедуру банкротства, находятся в производстве еще с 2014 года. В структуре их общего долга (42,1 млрд) 140 млн тенге – это невыплаченная зарплата, пенсионные отчисления, соцналог и индивидуальный подоходный налог. Долги по залоговым кредитам – 14,7 млрд. Долги по налоговым обязательствам составляют 9,7 млрд. Задолженность предпринимателей перед другим юрлицами и по беззалоговым кредитам составила 6 млрд, по штрафам и пеням – 11,4 млрд тенге.

Точка зрения

Алмас Чукин, экономист:

«Причина 90% банкротств – долги перед банками, а уже потом остальные кредиторы. До 2018 года банки прятали плохие кредиты: ситуация шаткая была, и все старались делать вид, что все хорошо – рефинансировали, пролонгировали кредиты, шли навстречу заемщикам, пытаясь не доводить до дефолта. В прошлом году банкам помогли убрать этот балласт, и они стали более смело чистить свои портфели. Плохие кредитные истории терпеть стало незачем, поэтому началась более жесткая политика. В результате кто был банкротом давно, но по разным причинам не был виден, сейчас повылазили.

Банкротство – это иммунитет экономики, если она здоровая. Не все могут быть успешными: кто-то должен с рынка уходить, кто-то – приходить. Например, неэффективный капиталист держит людей, а они должны работать, возможно, в другом месте. Он разорился, и на первый взгляд это выглядит плохо – люди потеряли работу. С другой стороны, это бывает благословением: люди устали от нерезультативной работы и ушли в другое место, где стали эффективны.

Бывают структурные банкроты. Например, компания Amazon. Все говорят об успехах онлайн-торговли Amazon. Но есть обратная сторона. Посмотрите, что у них происходит с традиционным ритейлом (розничная торговля. – «Курсив»). 20–30% товаров в магазинах они «похоронили»: покупки переходят в онлайн, и в торговых центрах компании теряют покупателей. Но и тут неожиданно обнаружилось: из торговых центров получаются отличные офисные комплексы, спортзалы. Поэтому плакать по поводу банкротства бизнеса не стоит.

Мы не совсем правильно выстраиваем экономическую политику. Наша экономика, хотим мы этого или нет, – часть глобальной экономики, а это жесткая конкурентная среда. Но я сторонник свободного рынка – он сам регулирует все процессы».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций