Перейти к основному содержанию


1813 просмотров

Итоги первого дня «Ралли Казахстан 2019»

По итогам стартовых заездов лидируют гонщики из Катара, Саудовской Аравии и Польши

Фото: Федерация автомобильного спорта РК

Завершился первый день ралли-рейда Международной автомобильной федерации FIA «Ралли Казахстан 2019». По итогам стартовых заездов лучшее время показал Нассер Салех Аль-Аттия из Катара, второй результат у прошлогоднего победителя казахстанского этапа Язида Аль-Раджи из Саудовской Аравии, третий у польского экипажа пилота Якуба Пшигонского. Протяженность первого стартового участка «Ралли Казахстан 2019» составила 280 километров.

На первом этапе раллисты направились к югу от города Актау в сторону курорта Кендерли, расположенного в 210 км к юго-востоку от областного центра. Первый соревновательный день шел в напряженном темпе. Ведущие раллисты мира активно стартовали и до самого финиша двигались плотной группой. Благоприятная погода способствовала быстрому движению участников к финишу первого соревновательного дня. Все участники «Ралли Казахстан 2019» пересекли финишную черту без особых затруднений и технических инцидентов.

Один из фаворитов казахстанского этапа, действующий чемпион ралли «Дакар» катарец Нассер Салех Аль-Аттия (Nasser Al-Attiya Team) вместе со своим штурманом Матье Бомелем на автомобиле Toyota Hilux Overdrive сразу взял на себя инициативу и прочно удержал лидирующие позиции до финиша, преодолев дистанцию за 2 часа 22 минуты и 3 секунды. Достойную конкуренцию лидеру составил экипаж победителя «Ралли Казахстан 2018» Язида Аль-Раджи (Overdrive Racing) - автогонщик из Саудовской Аравии, также выступающий на Toyota Hilux Overdrive, отстал от лидера всего на две секунды.

Насеру Салех аль-Аттия в ходе гонки пришлось менять колесо, однако несмотря на потерянное время он сумел финишировать первым. Гонщик из Катара после гонок поделился впечатлениями от первого дня соревнований.

«Благодаря командной работе и сплоченности нашего экипажа мы проскакивали каждый поворот быстрее, нежели соперники, отыгрывая драгоценные секунды. Если вы помните, в прошлом году на первом же участке наш автомобиль получил серьезные повреждения и нам пришлось прекратить дальнейшее участие. В этот раз пока все идет по плану, и мы настроены крайне оптимистично. Текущая задача – максимально быть осторожным и сохранить за собой лидерство в следующих заездах», - сказал Нассер Салех Аль-Аттия.

Экипаж автогонщика Язида Аль-Раджи стартовал четвертым, и, по словам его штурмана Дирка фон Цитцица, в середине гонки они сначала догнали экипаж Стефана Петеренселя (X-raid MINI JCW Team), а затем вступили в бой с командой Владимира Васильева (VRT Team) и в результате смогли обойти российский экипаж незадолго до финиша.

«Мы очень довольны своим результатам по итогам стартогого дня. Почувствовали драйв и настоящий дух соперничества от трассы из Актау в Кендерли. Впереди еще много дней гонок, важно ни на минуту не терять концентрации. Будем следовать выбранной нами стратегии и сокращать отставание от лидера», - отметил Язид Аль-Раджи.  

Действующий чемпион Кубка мира по ралли-рейдам Якуб Пшигонски (Orlen X-raid Team) на машине Mini John Cooper финишировал третьим, экипаж польского автогонщика отстал от победителя первого дня на 3 минуты и 1 секунду.

«Сегодня была действительно интересная трасса с красивыми природными пейзажами. Мы стартовали седьмыми финишировали третьими, отрыв лидеров не такой существенный. Правильно распределив силы, нам необходимо сохранить стабильность и постепенно улучшать свой результат», — рассказал польский пилот Якуб Пшигонски.

Один из лидеров общего зачета Кубка мира этого года Стефан Петерансель (X-raid MINI JCW Team) со своей супругой в качестве штурмана занял восьмую позицию. Вслед за ним расположился опытный казахстанский автогонщик, представитель команды «OFF ROAD Kazakhstan» Андрей Чередников со своим штурманом Игнатом Фальковым. Несмотря на почти 26-минутное отставание от лидера у казахстанской команды боевой настрой, и она готова продолжать гонку в высоком темпе.

Для Стефана Петеранселя первый день сложился неудачно. Легендарный французский автогонщик на предельной скорости повредил шину сна своем Mini John Cooper Works Rally. Замена колеса заняла много времени и он серьезно отстал от лидирующих гонщиков. Француз участвует на «Ралли Казахстан» впервые, и ему еще предстоит привыкнуть к специфике мангыстауского бездорожья.

В категории Т2 лучшее время показал еще один катарский автогонщик Моххамед Аль-Миир (Mohhamed Nasser Almeer) с результатом 3 часа 9 минут и 9 секунд. Второе и третье места заняли туркменские гонщики, представители Федерации автоспорта Туркменистана. Автогонщик из Бразилии Рейналдо Варела (MONSTER Energy Сan-Am) финишировал первым в категории Т3 с результатом 3 часа 4 минуты. В грузовом классе не было равных Дмитрию Сотникову из российской команды «Камаз-мастер», его экипаж преодолел дистанцию первого дня за 3 часа 2 минуты и 59 секунд.

Во второй день соревнований гонщиков ждет самый длинный 414 километровый спецучасток через через песчаный массив. Второй день будет включать кольцевой участок со стартом и финишем в бивауке Кендерли через пустыни на восток от населенного пункта Сенек.

Напоминаем, на берегу Каспийского моря стартовал очередной этап Кубка мира по ралли-рейдам Международной автомобильной федерации (FIA) «Ралли Казахстан 2019». Общая протяженность гонки со стартом и финишем в городе Актау составит более 2 500 км. Казахстанский этап является самым протяженным во всем мировом первенстве текущего года. Гонщиков ждут шесть дней соревнований на живописных, но порой экстремальных трассах Мангыстау, пролегающих через пески и дюны, солончаки и камни.  

Всего на «Ралли Казахстан 2019» заявлено 28 боевых экипажа из 17 стран. Среди них Бельгия, Бразилия, Германия, Катар, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Россия, Саудовская Аравия, Словакия, Туркменистан, Чехия, Чили и Франция. Казахстан на ралли представляет несколько спортивных экипажей.

Экипажи будут соревноваться в следующих категориях FIA:

Т1 – улучшенные серийные автомобили,

Т2 – легковые автомобили с малым отличием от серийных моделей,

Т3 – облегченные автомобили side-by-side (SSV),

T4 – грузовики, а также Национальный зачет Кубка Республики Казахстан по Ралли Рейдам.


53262 просмотра

Как меняется автопром Узбекистана

Ташкент постепенно либерализует импорт автомобилей и убирает льготы для национальных автопроизводителей

Фото: Shutterstock

Приехавшему в Ташкент казахстанскому автолюбителю поневоле бросается в глаза обилие на дорогах одинаковых машин. Трассы и парковки запружены Chevrolet (чаще белого цвета, реже – черного, еще реже – других расцветок), между которыми периодически попадаются Daewoo. Лишь иногда проедет российский ВАЗ, прочие марки – редкость.

На момент подготовки статьи из около 13 тыс. машин, выставленных на продажу на сайте olx.uz, 7,2 тыс. приходились на Chevrolet, почти 3 тыс. – на российские «Лады», 1,5 тыс. на Daewoo и 1,5 тыс. – на три десятка других мировых марок. Доля машин локального производства на местном рынке достигает 97%.

Однако картина постепенно меняется. По данным Госкомстата РУз, за 2018 год в страну было ввезено автомобилей на $320 млн, что в два раза больше, чем в 2017 году. Постоянно открываются новые автосалоны, продающие иномарки.

Только российская «Лада» продала в прошлом году на узбекском рынке более 10 тыс. легковых автомобилей, а в этом году рассчитывает удвоить продажи. Казахстанская Astana Motors в прошлом году заявила о намерении выйти на узбекский рынок (правда, в компании не смогли прокомментировать «Курсиву», на какой стадии находится этот процесс сейчас). В настоящее время платежи за их ввоз в РУз могут достигать 30–40% от стоимости машин, но Таможенный комитет уже объявил о возможном снижении пошлин, при этом пошлина на ввоз автомобилей премиум-класса уже обнулена, а электрокары при импорте еще и не облагаются акцизом. На этом фоне сразу несколько иностранных брендов объявили об интересе к созданию сборочных производств в РУз.

Узбекский автопром тоже не планирует сдавать позиции: в начале июля Шавкат Мирзиёев поручил увеличить выпуск авто с нынешних 250 тыс. штук в год до 350 тыс. к 2023 году, одновременно повысив уровень локализации легковых авто до 55% (сейчас в среднем 42%), а коммерческих – до 30% (сейчас от 12% и выше, в среднем 24%). Экспорт должен увеличиться в 5,5 раза, до 25,7 тыс. машин в год. 

Правда, на совещании с президентом было решено отменить для автопрома льготы по НДС (20%) и остальным налогам (ряд производителей два года не платили налог на прибыль и имущество). Зато им отменят акциз (3%), автотранспортные сборы (4%), а также власти хотят снизить себестоимость за счет упомянутого выше роста локализации. Меры по развитию автопрома объединены в Концепцию развития отрасли до 2025 года, которая сейчас обсуждается в стране. 

Что происходит на узбекском авторынке и что его ждет: резкий рост конкуренции, затоваривание, или планы останутся только планами? «Курсив» разобрался, что происходит сейчас в автопроме нашего южного соседа.

Накачивая железо 

История узбекского автопрома началась в далеком 1996 году, когда с конвейера автомобильного завода в городе Асака Андижанской области, построенного с помощью Южной Кореи, вышел первый автомобиль – минивэн Damas. Машина оказалась очень живучей и до сих пор находится в производстве. Так Узбекистан стал 21-й страной в мире, создавшей свой автопром. В 2008 году пришел и спустя десять лет ушел General Motors – в конце июня 2019 года компания General Motors Uzbekistan сменила имя на UzAuto Motors. От американцев остались несколько собираемых в стране моделей и завод GM Uzbekistan в той самой Асаке. Сегодня весь автопром принадлежит госхолдингу «Узавтосаноат». В него входят несколько автосборочных предприятий, выпускающих модели Chevrolet Spark, Nexia, Cobalt и ряд других, а также линейку Ravon (бывшие Chevrolet и Daewoo). В стране собирают автобусы, спецтехнику, грузовики MAN и КамАЗ. Всего в холдинге более 85 предприятий, на которых трудится более чем 27 тыс. работников. С учетом смежников в отрасли занято до 200 тыс. человек. Все вместе они обеспечивают 6,6% ВВП РУз. За прошлый год холдинг «Узавтосаноат» заработал 130,4 трлн сум выручки ($1,2 млрд), более чем удвоив показатель прошлого года. Правда, чистая прибыль упала со 130 млрд сум до 96,6 млрд ($112,9 млн). 

За прошлый год страна выпустила более 220 тыс. легковых авто на сумму $217,2 млн. Произвести тоже можно было больше – в среднем мощности автопрома загружены на 73% (данные 2018 года). Более 4,7 тыс. машин ушло на экспорт – в основном в Россию (41%). Раньше экспортировалось больше, но в 2018 году основной производитель GM Uzbekistan остановил экспорт (СМИ объясняли это проблемами в менеджменте, само предприятие – изменениями ценовой политики). В 2019 году экспорт возобновился – компания отчиталась о начале поставок в Украину, Беларусь, Азербайджан, приграничные страны (кроме Туркмении). Более того: переименованный UzAuto Motors договорился о сборке своих моделей в Черкесске (Россия) и уже презентовал в Алматы свой Ravon, собранный на заводе в Костанае. Деваться заводу некуда, надо развиваться – в минувшем мае президент Шавкат Мирзиёев категорически потребовал увеличить локализацию и создать новые рабочие места, пригрозив в противном случае закрытием предприятия. 

Что касается других производителей, то они в 2018 году выпустили около 4,3 тыс. грузовиков и почти тысячу автобусов. Часть их тоже ушла на экспорт в соседние страны. Но основная масса машин остается в республике: рынок далеко не насыщен. Уровень автомобилизации в Узбекистане, по официальным данным, составляет 75 единиц техники на тысячу человек – для сравнения, в Казахстане этот показатель равен 240 единицам. 

Быстрее, больше, дешевле 

Структура спроса и предложения в узбекском автопроме постепенно меняется. Как рассказали «Курсиву» в АК «Узавтосаноат», на рынке коммерческой техники растут продажи машин, работающих на газе. Это топливо дешевле, чем дизель или бензин. Дешевизна играет роль и в сегменте легковых машин – входящая в холдинг UzAuto Motors планирует освоить выпуск моделей с ценой в районе $10 тыс., а также мини-кроссоверов за $15 тыс. – в компании ожидают роста спроса на них. Ориентировочный запуск моделей намечен на 2020 год. 

Узбекские производители коммерческой техники тоже расширяют модельные ряды. Самаркандский завод (ООО «СамАвто») начинал 20 лет назад с двух моделей автобусов и трех грузовиков, а сегодня продает четыре модели автобусов и грузовики на 10 моделях шасси. Модельный ряд JV MAN Auto Uzbekistan составляет более 60 позиций. При этом производители отмечают, что растет спрос на более дорогую, но и более качественную технику. В прошлом году начался выпуск тягача MAN, соответствующего стандарту «Евро-5». Годом ранее был налажен выпуск низкопольных автобусов. Это вообще тренд – такими машинами удобно пользоваться пожилым пассажирам и людям с ограниченными возможностями. 

В планах властей – расширить модельный ряд узбекской сборки за счет новых зарубежных партнеров. В упомянутой выше Концепции развития отрасли говорится о запуске в 2023 году сборки электромобилей в Ферганской области совместно с Hyundai. Стоимость проекта – $300 млн. Есть и другие планы – с китайской Sinotruck прорабатывается вопрос сборки грузовиков в Самарканде. Также в минувшем мае подписано соглашение с Volkswagen о начале производства немецких машин на мощностях «Узавтосаноат» (правда, подобное соглашение 2017 года так и не было реализовано). 

таб2_0.jpg

В долг – для своих 

Для стимулирования спроса на новые авто «Узавтосаноат» планирует внедрить продажи по методу Trade-in. Но в гораздо большей степени спрос подстегивается развитием автокредитования. Еще три года назад купить машину в долг узбекистанцам было довольно сложно. Однако начались экономические реформы – и банки стали наперебой предлагать автокредиты. Рост оказался настолько бурным, что в начале этого года Центробанк жестко потребовал от банкиров озаботиться созданием резервов на случай невозвратов. После этого несколько банков ушли из автокредитования, но сейчас 12 финансовых институтов из 30 продолжают одалживать клиентам средства на машины. По данным ЦБ РУз, на 1 января 2019 года они выдали автокредитов на сумму 3,3 млрд сум ($387,6 млн). За прошедшие полгода этот показатель вырос почти на треть. Проведенный «Курсивом» опрос показал, что средняя ставка по кредитам составляет от 25 до 30% в год. Минимальная ставка у «Даврбанка» – 18% годовых при первоначальном взносе 50% от стоимости машины. Как правило, банки кредитуют от 75 до 50% суммы на покупку машины, срок кредита – до года (лишь один банк кредитует до трех лет и еще один – до четырех). Максимальная сумма – 300 млн сум ($35 тыс.), но большинство банков выдают до 203 млн сум ($23 тыс. – это тысяча минимальных зарплат). Важно отметить, что кредиты выдаются только на машины, собранные в Узбекистане. 

таб.jpg

Свобода – дело суровое

Нетрудно заметить, что на жестко контролируемом государством рынке присутствуют две противоречивые тенденции: растет импорт и одновременно государство планирует нарастить мощности «Узавтосаноат». Опрошенные «Курсивом» независимые эксперты считают, что протекционизм долгое время сдерживал развитие рынка. По мнению директора Центра экономического и социального развития Юлия Юсупова, покупатели переплачивали за продукцию GM-Uzbekistan, в то время как сам производитель пользовался налоговыми преференциями.

«Автопром получал льготные кредиты – тоже за счет других субъектов экономики (если кто-то получает бесплатный или дешевый ресурс, следовательно, у кого-то другого этот ресурс отняли или заставили продать задешево – это элементарный закон экономики)», – резюмирует экономист. 

В то же время другие эксперты отмечают, что протекционизм не стимулировал повышение эффективного производства, но подобная политика обычна для первоначального этапа развития автопрома. Например, в Южной Корее такие условия сохранялись до начала 1990-х годов, да и сейчас импортные авто обходятся корейцам заметно дороже отечественных.

Сейчас, в условиях постепенной либерализации импорта и развития банковского автокредита, платежеспособный спрос на узбекском авторынке будет, безусловно, расти, как и предложение. Потребитель почувствует себя в более комфортных условиях. Сложно сказать то же самое о производителе – холдинге «Узавтосаноат», учитывая отмену налоговых льгот и намерение государства не допустить роста цен на авто. Но опасаться за судьбу госхолдинга, обеспечивающего одну пятнадцатую от ВВП, тоже не приходится – хотя его менеджерам, очевидно, придется привыкать работать в более жестких рыночных условиях.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций